USD ЦБ 101.6797 EUR ЦБ 106.1028 Сбербанк 279.32 ▲ Лукойл 7230.5 ▲ Аэрофлот 58.92 ▼ ВТБ 79.68 ▲ Газпром 132.28 ▲ ГМКНорНик 115.36 ▲ МТС 209.45 ▲ Магнит 5095 ▲ НЛМК 146.16 ▲ Роснефть 605.35 ▲ Ростелеком 65.92 ▲ РусГидро 0.5165 ▲ Северсталь 1309.4 ▲ Сургнфгз 24.825 ▲

Главный бухгалтер, налоговый консультант Елена Бронникова о размещении рекламы в блогах.

Основная

Сегодня многие ведут блоги, размещают в них рекламу, получают прибыль. Блогеры обязаны действовать в рамках закона, не забывать об уплате налогов, соблюдать авторские права и учитывать многие другие нюансы. Причем эти требования касаются не только взрослых блогеров, но и детей, число которых в блогерской среде растет день ото дня. Обо всём этом и том, как ужесточится законодательство для блогеров в ближайшее время, о маркировке рекламы и налогах поговорим с главным бухгалтером компании «Статский советник» и налоговым консультантом Еленой Бронниковой.

Ведущий: Кто же такие блогеры с точки зрения закона?

Елена Бронникова: Ещё в 2014 году ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определил такое понятие как блогер. По нему, блогер – это владелец сайта или страницы на просторах Интернета, размещающий там в общем доступе информацию, которую могут просматривать в течение суток более 3000 пользователей, т.е., чтобы считаться блогером, нужно иметь 3000 и более подписчиков. 

Законом определены и права блогеров. Они могут спокойно искать, выставлять, размещать информацию, но только в рамках законодательного поля. При этом на своём сайте или на странице они могут выражать своё мнение, раскрывать темы под настоящими именем и фамилией либо под псевдонимом. Также они могут размещать на своей странице материалы других пользователей, не ущемляя интересы авторов, и рекламу (на возмездной основе), руководствуясь гражданским кодексом, законом о рекламе. 

Важно не забывать, что закон о блогерах не только даёт права, но и вменяет обязанности. Например, в рамках своего блога нельзя распространять информацию, которую можно использовать для разглашения государственной информации, охраняемой тайны, для совершения преступлений, а также призывы к терроризму, экстремизму, или то, что порочит честь и достоинство кого-либо; строго запрещается размещать информацию о частной жизни граждан. 

Также на блогеров распространяются и другие законы, действующие на территории нашей страны, например: о референдуме, выборах, средствах массовой информации. С каждым годом закон совершенствуется, в него вносятся новые поправки, требования ужесточаются.

В.: У многих блогеров большая аудитория, но при этом их деятельность не находится под контролем Роскомнадзора, и на них не распространяются требования этического характера, которые предусмотрены для СМИ. Но всё же ситуация достаточно быстро меняется. Какие изменения уже произошли? О чём необходимо знать блогерам?

Е.Б.: Да, роль блогеров сейчас сравнима с традиционными СМИ, а иногда на общественное мнение, на молодёжь блогеры имеют даже большее влияние. Поэтому общественные деятели, законодатели и блогеры, которые хотят действовать в рамках правового поля, провели при заседании Общественной палаты Российской Федерации обсуждение нового закона о блогерах, в который они решили внести некоторые поправки. Прежде всего, было предложено понятие «блогер» связывать не только с количеством аудитории, но и с её вовлечённостью, цитируемостью материалов и т.д. 

Помимо прочего, предлагается обратить внимание на технический суверенитет. Т.е. все технические ресурсы, через которые работает блогер, должны располагаться на территории Российской Федерации. Планируется создать в структуре МВД России структуру, которая будет контролировать деятельность блогеров (сейчас этим занимаются общественные организации). Также предполагается добровольная регистрация блогеров в качестве СМИ. Они смогут получать аккредитацию, присутствовать на различных мероприятиях, подавать запросы в госорганы. Кроме того, планируется повышение уровня ответственности за информацию, которую распространяют блогеры. Причём ответственность будут нести все блогеры: и зарегистрированные в качестве СМИ, и незарегистрированные. Будет введён и запрет на треш-контент, пранки и проч. Этот законопроект будет направлен на то, чтобы блогеры работали в законодательном поле и в плане налогов, и с точки зрения контента,  ответственности за то, что транслируется в массы.

В.: А какие риски появятся? Что ещё изменится для блогеров?

Е.Б.: В этом году под пристальное внимание законодательных органов попали блогеры, которые работают в запрещённых соцсетях. К концу 2024 года в Налоговый кодекс будут вноситься поправки, которые коснутся блогеров, транслирующих свои материалы на площадках, принадлежащих компании Меta* (*запрещена в Российской Федерации и признана экстремистской). Многие блогеры думают, что их реклама в запрещённых соцсетях не отслеживается. Но в этом году Налоговая служба тестирует сервис системы анализа рекламы на запрещённых площадках, используя ИИ. При этом эксперты уверяют, что 90% движения в этих соцсетях отслеживаются, инициируются судебные дела, которые решаются в пользу Налоговой службы. При этом фискальные органы сейчас ведут работу в двух направлениях: первое – уход от налогов (дробление бизнеса, приём оплаты на карты родственников, бартерные услуги), второе – поддержка блогерами площадок, запрещённых на территории Российской Федерации.

В.: Закон о рекламе смутил многих блогеров. Какая же публикация является рекламной?

Е.Б.: Однозначно рекламой признается пост, в котором акцентируется внимание на одном товаре (услуге), рассказывается о его достоинствах, называется его цена. Речь также может идти о скидках, об ограниченном предложении. Например, если блогер даёт восторженный отзыв о каком-то продукте, при этом сразу указывает его цену, даёт ссылку на него – это будет однозначно признано рекламой. Если у блогера на странице всплывает баннер, который информирует о товаре, – это тоже реклама. 

Если же бьюти-блогер кратко информирует о новинках косметики, просто характеризует какие-то продукты, – это не будет считаться рекламой. К примеру, блогер, готовя блюдо, использует миксер конкретной марки, но не акцентирует на этом внимание, – это не реклама. Но если он говорит всё время о преимуществах этого прибора перед другими – это реклама. 

Точно не относятся к рекламе однотипно заполненные карточки на порталах Циан, Юла и др. Информация на странице блогера о его услугах с указанием цен тоже не будет признана рекламой. Не относятся к рекламе и разнообразные смс-, е-мэйл- и пуш-уведомления, в которых нет призыва к покупке товара, а, например, содержится информация о проведении какого-то мероприятия, открытии магазина и проч.

Для того, чтобы действовать в рамках закона о рекламе, есть чёткий алгоритм. В первую очередь, заключаем договор с рекламодателем, в котором обозначаем, кто ответственен за рекламу. Разрабатываем креатив. Получаем токен рекламы, который нам выдают для маркировки. Размещаем рекламу. Собираем статистику. Подписываем акт выполненных работ. Сдаём отчёт. 

Придерживаясь этого алгоритма, вы не нарушите никакой закон. При этом, размещая рекламные посты, вы должны маркировать их словом «реклама». Не «рекламная информация», не какие-то другие слова, а только это. Иначе вы нарушаете закон. 

Также вы должны указать информацию о рекламодателе. Многие операторы рекламных данных требуют размещения ИНН, чтобы идентифицировать юридическое лицо. Причём шрифт вашего поста не имеет значения, но слово «реклама» и информация о рекламодателе должны быть указаны читабельно, иначе ФАС посчитает, что требования о маркировке рекламы не выполнены. 

В.: Ещё я видел, что указывается ЕРИД.

Е.Б.: Совершенно верно. Мы размещаем токен, который мы получили. По этому же токену мы потом сдаём отчёт, и оператор рекламных данных контролирует количество просмотров, дней просмотров и сверяет с отчётом.

В.: Какая реклама нуждается в маркировке, а какая – нет?

Е.Б.: Не все посты подлежат маркировке. Эти требования распространяются на онлайн-рекламу и рекламу, которая транслируется для жителей Российской Федерации вне зависимости от того, какая компания, российская или иностранная, рекламируется. Если зарубежная компания распространяет свою рекламу на граждан Российской Федерации, это обязательно нужно маркировать. Что касается запрещённых сетей, то Роскомнадзор считает, что индивидуальные предприниматели, самозанятые и ООО, распространяющие рекламу даже на запрещённых площадках, обязаны её маркировать. ФАС придерживается другой позиции, считая, что реклама в этих соцсетях не распространяется на территории Российской Федерации. Но не будем забывать о существовании VPN, поэтому я рекомендую всем придерживаться позиции Роскомнадзора и маркировать рекламу. 

Не нужно маркировать социальную рекламу (о защите животных, природоохранных мероприятиях и др.). Но при этом у вас должна быть пометка, что это именно социальная реклама.

Также если вы транслируете радио- или телепередачи (делаете репосты) в своём блоге, но не изменяете их и не добавляете комментарии – это тоже не реклама. Если вы распространяете рассылки смс или чат-ботом своим подписчикам, предварительно получив их согласие, – это также не является рекламой. 

В.: Будут ли в ближайшее время вноситься какие-то изменения в закон о рекламе?

Е.Б.: Поскольку сейчас, по данным контролирующих органов, 80% рекламных денег на площадках, запрещённых на территории Российской Федерации, предлагается внести изменения в закон. Так, будут ужесточены штрафные санкции, применяемые к компаниям, которые дают рекламу на этих запрещённых площадках, чтобы у блогеров был стимул перейти на площадки российских серверов. Причём ужесточение будет вплоть до уголовной ответственности.

В.:  Какие налоги платят блогеры?

Е.Б.: Я часто слышу вопрос: всякий ли блогер – предприниматель? Сразу отвечу – нет. Но как только блогер начинает получать коммерческую выгоду со своего блога, продавая свои услуги подписчикам, заключая договоры с рекламодателями, привлекая наёмных сотрудников, ассистентов, копирайтеров и проч., он становится предпринимателем. И как любой субъект предпринимательской деятельности блогер может выбрать любую организационно-правовую форму: самозанятость, индивидуальный предприниматель, ООО и любую систему налогообложения. По мере развития его блога они могут изменяться.

Первый вариант, когда развитие блога только началось. В этот период можно выступать в качестве физического лица. По гражданскому кодексу нет запрета на заключение договоров юридических и физических лиц. Но как физическое лицо вы, получая коммерческую выгоду, должны будете оплачивать НДФЛ и подавать ежегодную отчётность в форме 3-НДФЛ.

Второй возможный вариант – получить статус самозанятого и стать плательщиком налога на профессиональный доход. Для этого нужно пройти очень простую регистрацию: скачать приложение «Мой налог» и быстро зарегистрироваться (потребуется только паспорт). Отчетность самозанятым сдавать не нужно, а единственная формальность – предоставление после оплаты чеков, которые отправляются из того же приложения. При этом мы уплачиваем налог на профессиональный доход: если взаимодействуем с юридическими лицами, то это 6 %, если с физическими – 4%.

Третий вариант предпочтительнее, если ваша блогерская активность растёт, вы сотрудничаете с крупными юридическими лицами и марками. В этом случае рекомендую вам зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или, если вы значительно масштабировались, в качестве ООО.

В.: А что выгоднее?

Е.Б.: Индивидуальные предприниматели могут выбрать систему налогообложения УСН, где они могут уплачивать те же 6%. ИП тоже может быть самозанятым и платить налог на профессиональный доход. Всё будет зависеть от того, какой у вас масштаб, какой запрос у ваших коллег, поставщиков, покупателей и т.д.