USD ЦБ 103.438 EUR ЦБ 106.2493 Сбербанк 279.85 Лукойл 7115.5 Аэрофлот 61.56 ВТБ 81.27 Газпром 132.99 ГМКНорНик 119.98 МТС 216.3 Магнит 4718 НЛМК 148.58 Роснефть 540.35 Ростелеком 63.81 РусГидро 0.522 Северсталь 1281.6 Сургнфгз 23.5

Клинический психолог Анна Сивачева «Психотерапия с помощью запахов, влияние ароматов на организм человека».

Образ жизни

С помощью разных запахов человек может перенестись во времени и пространстве, окунуться в воспоминания, узнать близкого или избежать опасности. Вся полученная посредством обоняния информация влияет на человека, и такой опыт сохраняется всю жизнь. О запахах и их воздействии на нас расскажет клинический психолог, психотерапевт, ольфактопсихолог, ароматерапевт, создатель бренда Aroma d*anima Анна Сивачева.


Ведущая: Вы как психолог используете в своей работе ольфакторные стимулы. Что это такое?


Анна Сивачева: Ольфакторные стимулы – это ароматы, запахи. В моей ольфакторной библиотеке (библиотеке запахов) на сегодняшний день уже около 680 различных ароматов. Это и натуральные компоненты: эфирные масла, вытяжки из различных растений, и синтетические молекулы, которые могут напоминать нам какой-то естественный аромат.


В.: С чем связано восприятие ароматов человеком?


А.С.: Это достаточно сложная и вместе с тем очень простая история. Ароматы влияют на нас мощно и неотвратимо, потому что мы воспринимаем ароматы бессознательно. Лимбическая система, более древняя, по сравнению с корой, это отдел головного мозга, который связан с восприятием запахов, эмоциями и памятью. Поэтому нам так сложно управлять реакциями на аромат, потому что за управление и контроль у нас отвечает кора лобных отделов больших полушарий. С ароматом получается, что кора обрабатывает уже нашу реакцию и ассоциации вызванные ароматом, а не сам аромат.


В.: На какие процессы в организме человека влияют запахи?


А.С.: Во-первых, ароматы влияют на наши когнитивные способности, то, насколько мы внимательны, сконцентрированы. Они влияют на выбор нами полового партнёра, потому что центры восприятия ароматов головного мозга тесно связаны с отделами, которые влияют на наше поведение. Ароматы влияют на здоровье нашей эндокринной и репродуктивной системы. Безусловно, воздействуют и на настроение. С помощью ароматов мы можем, «доставать» наши воспоминания, они задействуют нашу сенсорно-чувственную сферу.


В.: После перенесённого коронавируса очень у многих людей снизилась чувствительность к запахам. Есть ли какая-то статистика, как это влияет на качество жизни?


А.С.: Да, после пандемии поступает очень много запросов как раз по поводу снижения качества жизни, потому что восприятие запахов тесно связано с восприятием вкуса. После ковида у многих трансформировалось восприятие ароматов, привычные и любимые ранее запахи могут даже вызывать отторжение. Кроме того, хотя при помощи обоняния мы получаем всего 2% информации, они являются самыми ключевыми. Ведь так мы понимаем, полезно или неполезно что-то, здорово или нездорово. А это уже имеет отношение к нашей безопасности. Так что, теряя обоняние, мы теряем очень многое. Поэтому в моей психотерапевтической практике и возникла тема ароматов, потому что не всегда удаётся запустить какие-то процессы без ароматов. Ароматы «достают» то, что далеко вытеснено.


В.: У вас есть своя авторская методика. Расскажите, чем она может быть полезна людям.


А.С.: «Арома Анима» метод – это результат моей многолетней психотерапевтической практики, которая совмещает в себе и инструменты психотерапии, и аромаподдержку. Ароматы я начала применять, в первую очередь, для себя, чтобы справиться с выгоранием, быть более эффективной. Заметив, что подобранные композиции влияют и на моих клиентов тоже (причём, клиенты также замечали положительный эффект, просили использовать ароматы), я начала глубже изучать этот вопрос. В итоге я провела трехлетнее исследование «Психокоррекция профессионального стресса», и результаты оказались очень интересными. Мы создали четыре группы. Работая с первой группой, я применяла для коррекции стресса и телесные практики, и ароматы. Вторая группа получала только ароматы, а третья – только телесные инструменты. А с четвертой мы работали исключительно разговорными методами. И, как вы можете догадаться, самый высокий и, что для меня особенно важно, самый стойкий результат был именно у первой группы. Я это связываю с тем, что в основе нарушений, связанных с качеством жизни и профессиональным стрессом, лежит важный аспект – потеря чувственного восприятия жизни и контакт со своим телом. Именно из-за этого нам кажется, что мы как белки в колесе, мы теряем возможность остановиться, подумать, вкусно поесть в широком смысле этого слова, качественно напитаться. Это происходит, потому что мозг все время перегружен.


В.: Есть какой-то аромат, которые принесёт спокойствие, или это комплекс ароматов?


А.С.: Есть такое понятие – ольфакторная память. Успокоение нам приносят те ароматы, которые связаны у нас с благополучным опытом в детстве. Например, в детских больницах в отделениях для младенцев кладут сорочку, пропитанную свежим ароматом тела мамы, чтобы ребёнок чувствовал себя безопасно. Эквивалентом этого аромата во взрослой жизни становится запах белых сдобных булочек, топлёного молока. Именно поэтому в булочных мы чувствуем расслабление, удовольствие. Это связано, в том числе, и с пришедшим в нашу жизнь из глубины веков пониманием, что если есть хлеб – есть жизнь. И это активно эксплуатируется в торговых центрах.