Существует мнение, что лидером надо родиться, и только в этом случае можно поставить себя в новом коллективе, вести за собой людей. Лидер – это не должность, а статус, которого можно и нужно добиваться. Об основах управления и психологии лидерства расскажет эксперт в управлении бизнесом и коуч для предпринимателей и руководителей Марина Томина.
Ведущая: Большинство людей мечтает, строит амбициозные планы, но результата добиваются далеко не все. Почему так происходит?
Марина Томина: Да, реальность такова, что большинство людей мечтают, но не делают. Причин для этого несколько. В первую очередь, это страхи. Мы боимся, что у нас не получится и даже не пробуем что-то делать. Есть и обратный страх, что у нас… получится, и нужно будет менять жизнь, делать что-то новое, соответствовать. А к этому готов не каждый. Все привыкли находиться в зоне комфорта, сидеть в своем тепленьком болотце, и выходить из него совершенно не хочется, потому что там неизвестность, а наш мозг оберегает нас от новых действий, т.к. он за сохранение энергии. А для того, чтобы делать что-то новое, нужно тратить дополнительную энергию.
Много страхов связано и со страхом системы. Т.е. мы не занимаемся бизнесом, потому что боимся давления государства. И эти страхи держат нас, не дают идти вперед.
Кроме того, мешает и неуверенность в себе, иллюзия недостаточности. Даже если мы супер опытные и прокачанные, внутри мы думаем, что ещё недостаточно хороши, что нужно учиться. Это не дает нам проявляться и двигаться к своим целям.
Влияние окружения тоже способствует. Когда нам говорят, что у нас не получится, мы сами начинаем думать так же.
Мешает и отсутствие системы, понимания того, как нужно двигаться к цели. С этой трудностью можно справиться, всё подробно расписав, создав дорожную карту.
Если же останавливают именно страхи, то нас пугает слишком большая цель, когда мы хотим быстро, все и сразу. А слона надо есть по кусочкам, иначе произойдет выгорание. Важно понимать, что необходимо пройти определенный путь. Большую цель нужно разделить на маленькие подцели, и тогда наш мозг даст разрешение на трату энергии. А если этого не делать, мозг саботирует сами процессы достижения цели, ведь для него важны безопасность и сохранение.
Хочу ещё обратить внимание на один момент. Когда мы боимся, у нас на уровне тела идет замирание, мы медленнее дышим, в мышцах чувствуется скованность. Это происходит именно из-за отсутствия энергии. Поэтому мы как бы останавливаемся, настораживаемся и ждем, что же дальше, наблюдаем.
В.: Говорят, что у лидера есть два важных качества: во-первых, он сам куда-то идет, а, во-вторых, ведет за собой людей. Как понять, есть ли у человека лидерский потенциал?
М.Т.: Если вы хотите стремиться к лидерству, значит, сами про себя что-то понимаете, видите в себе определенные качества, которые в этом могут помочь. Есть диагностические психологические тесты. Я бы рекомендовала обратиться к психологу и проверить. Для этого нужно будет заполнить определенные бланки, которые помогут выявить ваши сильные стороны, и вы больше узнаете о себе. Также можно спросить у своего окружения, как они вас видят и как могут оценить по шкале от 1 до 10 как лидера, как вы себя ведете в ситуациях, где нужно взять на себя ответственность, вести за собой людей. Очень часто лидеры еще в годы учебы становятся старостами групп, берут на себя задачи по организации и т.д.
Но что делать тем, кто этими качествами не обладает, и хочет понять, насколько он сумеет к этому прийти? Можно выписать качества, которыми вы восхищаетесь в других людях, и посмотреть, есть ли они у вас. Если же их нет, то нужно понимать, что любые качества и навыки можно прокачать. Например, тому же ораторскому мастерству реально научиться, это прокачиваемый навык.
В.: Важно ли вырабатывать в себе эти лидерские качества?
М.Т.: Я убеждена, что важно, потому что это напрямую влияет на качество вашей жизни. Лидерство – это такая вещь, которая помогает во всех сферах жизни. Представьте, что молодой человек хочет познакомиться с девушкой, но у него нет этих качеств, он медленно принимает решения, сомневается, у него много тормозов, которые держат его на месте. Даже в личной жизни это не очень хорошо. Лучше бы он быстро принимал решения, подошел и познакомился.
Лидерские качества помогают и при движении по карьерной лестнице. Если вы лидер, это всегда замечается руководством. При открытии собственного бизнеса лидерские качества тоже необходимы. Лидеры зарабатывают больше денег, а это очень приятный бонус, они успешны во всех сферах жизни.
В.: Можно ли самостоятельно развить лидерские качества или нужно проходить тренинги, обращаться к специалистам?
М.Т.: Научиться, конечно, можно, главное понимать зачем. Всегда все начинается с вопросов, зачем и для чего мне это нужно. Есть такое очень правильно выражение: когда ты понимаешь «зачем», решаются все «как». На сессиях с клиентами мы как раз и занимаемся тем, что актуализируем цель, разбираемся, их это цель или нет. Очень часто выясняется, что клиент вовсе не стремится пахать и зарабатывать миллионы, а хочет выдохнуть и сделать перерыв.
Когда уже правильно поставлена цель, высвобождается большое количество энергии. Поэтому к действиям мы переходим только после актуализации цели.
Как этому научиться? Не только читать книги, но и стараться в жизни, в работе брать на себя какие-то проекты, пробовать себя в качестве организатора. Это все отлично прокачивает лидерские качества.
В.: Коучи работают со страхами? Есть какие-то специальные практики, помогающие с ними бороться?
М.Т.: Страхи призваны нас защищать от чего-либо. Совсем ничего не бояться тоже плохо. Если правильно работать со страхами, можно извлечь из них колоссальное количество ресурсов. Мы с клиентами первым делом выявляем, чего мы боимся, а потом делаем эти страхи нашими союзниками. И они нам начинают помогать, а не мешать, у нас появляется энергия для действий.
В.: Допустим, мы осознали все свои страхи, проработали их и решили от мечтаний перейти к действиям. Как поставить себя в коллективе, чтобы нас уважали, понимали, приняли?
М.Т.: Это очень актуальный вопрос, который касается и руководителей, которые возглавляют отделы, компании, и бизнесменов, которые формируют команду сами. И каждый обязательно столкнется с тем, что вас будут проверять на прочность. Первое, что нужно сделать, чтобы правильно поставить себя в коллективе, – быть открытым и показать, что вы доступны. Я бы сделала так (и это уже проверено опытом): когда вы приходите в новую команду, познакомьтесь с каждым сотрудником, составьте график встреч и пообщайтесь. Конечно, это невозможно сделать в огромных корпорациях, но даже там вы будете непосредственно работать с ограниченным кругом людей, вот с ними и необходимо познакомиться, узнать их роли, интересы, цели, чего они хотят, их боли. Новым руководителям часто жалуются, рассказывают о проблемах организации. А вы будьте открыты, слушайте, конспектируйте и постарайтесь помочь. Делитесь опытом, рассказывайте о своих ошибках, чтобы люди видели, что вы не просто фигура в кресле, а живой человек. Еще очень важно дать понять, что вы идете за целями компании, расскажите, какие задачи стоят перед вами сейчас, что вы планируете делать, как это будет влиять на сотрудников. Покажите, что все будут в выигрыше, сотрудники будут развиваться, и компания тоже будет зарабатывать и процветать. Когда вы об этом говорите, люди чувствуют свою причастность к чему-то большему, а это всем нравится. Важно показывать сотрудникам, насколько они ценны. Ведь компания – большой механизм, большая система, где каждый человек важен. Когда в новом коллективе вы даете понять людям, что вы на их стороне, даже если они сначала скептически относятся, видя, что вы идете к заявленной цели, они постепенно проникаются и идут за вами.
В.: А если мы выполнили все эти пункты, а сотрудники все равно саботируют рабочий процесс, что делать в этом случае?
М.Т.: Саботаж может быть связан с разными причинами. Это бывает обесценивание руководством действий сотрудников, отсутствие мотивации, когда не ясны цели. В этом случае люди находятся в тревоге, начинают опаздывать, не выполняют свои обязанности. Это сигнал о том, что нужно выявить причину, пообщаться, выслушать версии сотрудников и повлиять на ситуацию: пересмотреть мотивацию, поставить цели, объяснить людям их обязанности.
В.: Как разделить работу и отдых, чтобы в отпуске не находиться все время на связи?
М.Т.: Это насущная тема. С чем связана такая ситуация, когда вы даже в выходные или отпуске постоянно пытаетесь контролировать? Это происходит от недоверия. Нужно посмотреть, почему вы не доверяете. Ведь попытка контролировать все и всегда перегружает нас самих, выматывает, приводит к выгоранию. Учитесь делегировать задачи, доверять людям. Когда этого не происходит, и результат не тот. Ведь пока вы находитесь внутри, не можете выступать в роли стратега, смотреть на ситуацию, компанию сверху, не получается увидеть, что хорошо, а что плохо, поскольку вы заняты «операционкой». Ставьте задачи, назначайте ответственных на время вашего отсутствия на работе, за неделю до отпуска подготовьте их, объясните им все, распишите задачи. Иначе люди не научатся ничему. Если это сложно, начинайте с малого: делегируйте часть задач, обязательно ставьте ответственных. Это помогает растить сотрудников, дает им понять, что вы им доверяете, даже если они ошиблись. На этих ошибках они научатся, вырастут, и вы через какое-то время сможете не беспокоиться. Поначалу можно контролировать, но не делать самим. Ведь если вы все завязываете на себе, развития не будет.