USD ЦБ 102.8078 EUR ЦБ 106.0971 Сбербанк 282.77 Лукойл 7178.5 Аэрофлот 62.25 ВТБ 82.5 Газпром 136.36 ГМКНорНик 119.46 МТС 219.1 Магнит 4754.5 НЛМК 149.6 Роснефть 547.6 Ростелеком 65.15 РусГидро 0.5286 Северсталь 1282.6 Сургнфгз 23.945

Репетитор по информатике Ирина Лебедева о том, как эффективно сочетать отдых и учебу, не перегружать детей и какие формы занятий сейчас актуальны.

Длинные летние каникулы – время, которое можно и нужно использовать не только для отдыха, но и для закрепления изученного и получения новых знаний. О том, как правильно и эффективно сочетать отдых и учебу, как не перегружать детей, какие формы занятий сейчас актуальны и почему и при поступлении в какие вузы пригодится информатика, в эфире радиостанции “Вечерний Проспект” рассказала репетитор по информатике, логике и статистике Ирина Лебедева.

Ведущая: Сейчас лето, хочется немного расслабиться, но можно ли и нужно ли расслабляться школьникам? Дайте, пожалуйста, рекомендацию родителям, как же правильно стоит распределить это время, чтобы и отдохнуть, и чему-то научиться, не растерять за три месяца знания напрочь.

Ирина Лебедева: Из моего опыта я могу говорить больше о старшеклассниках – восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый класс. Когда родители просят заниматься сразу после окончания учебного года, я всегда говорю, что нужно дать ребятам месяц отдохнуть, погулять. Я обязательно настаиваю на этом. Даже в июле ещё можно отдохнуть. А вот в августе уже нужно начинать «въезжать» в воспоминания о том, что прошли раньше, активировать, будить нейроны, готовиться к режиму школы, чтобы плавно войти в сентябрь и понимать, о чём идёт речь. Особенно важно это делать будущим одиннадцатиклассникам, потому что они немного расслабляются в десятом классе, а в одиннадцатом классе начинается удар уже с сентября – это проверочные работы по основным предметам. Девятиклассников тоже необходимо вводить в учебный процесс, подбирать, какие варианты подходят. Железного выполнения домашних заданий требовать нельзя, и занятия должны быть не очень большие. Необходимо учитывать и возрастные категории. Для малышей с третьего по пятый и даже шестой класс  – это 45 – 60 минут максимум. А вот для девятого, десятого, одиннадцатого класса нужно потихоньку уже внедрять полтора часа, такой вариант вузовской подготовки, потому что реальность такова, что проще задания не становятся, и понемногу в этот режим нужно ребят вводить.

В: А сколько раз в неделю нужно заниматься, чтобы ребёнок не перетруждался?

И.Л.: Летом один раз в неделю, потому что, с одной стороны, нужно отдыхать, а с другой ребёнок должен понимать, что это и его ответственность, и домашние задания необходимо выполнять, и себя заставить, хотя это бывает сложно. Но в такой режим детей понемногу нужно вводить. Потому что начнётся сентябрь, и там уже всё – железный график, который приходится выполнять. И входить в этот режим необходимо заранее. Привычка формируется месяц – сорок дней. Как раз летом и следует вырабатывать эту привычку. Конечно, родители – первые люди, которые должны в этом помогать. 

В: Ирина, а что касается формы занятий, что эффективнее – онлайн или офлайн. Неужели онлайн-уроки эффективнее?

И.Л.Для информатики, по моему опыту, однозначно – да. Сейчас ЕГЭ проходит в компьютерном формате. У нас на занятиях многооконный режим. Раньше мы с учеником садились рядом, он работал на компьютере, а я видела монитор сбоку. А при работе онлайн я хорошо вижу функции, которые набирает ученик, и я могу показать что-то укрупнённым режимом. Или я вижу программу, которую он набирает сам. Не я за него набираю, а он сам. Ведь меня на экзамене не будет рядом, а там режим компьютерного ЕГЭ. И вдруг, если что-то не пошло или зависло, ученик должен уметь сам «вытащить». То есть осваиваются разные среды, умения: как скачать файл, как его сохранить. Это практика. А вот для других предметов это очень зависит от уровня профессионализма преподавателя, потому что в онлайн-образовании есть много подводных камней. Иногда это преподносится, подаётся не так, как должно быть на самом деле. И если онлайн-занятие – это фотографии через Ватсап, то это не онлайн-преподавание, это детский сад. Это не работа. Должна быть очень серьёзная подготовка преподавателя, изучение техники, не один компьютер, а ещё планшет или телефон, хороший микрофон, гарнитура, освоение программ, чтобы правильно подать материал, объяснить, переключить, заготовить. Это большая, серьёзная подготовка. Необходимо знать структуру урока, как удержать внимание. Подготовки требуется в два раза больше, хотя кажется, что там – сел за компьютер, и урок сам пойдёт. А это не так. Но если проводится достойная, качественная подготовка, то урок эффективен, и ребёнок включён в процесс. 

В: У нас ещё два похожих вопроса: где может пригодиться ЕГЭ по информатике при поступлении и в какие московские вузы и на какие направления нужна информатика? Какие существуют интересные, на ваш взгляд, направления? 

И.Л.: На современном этапе ЕГЭ по информатике пригодится везде, даже если для поступления она и не нужна, потому что сейчас информатика необходима практически в любой сфере. Например, есть такое направление – биоинформатика. Это биология, структура мозга и аналитика при помощи компьютеров, анализ систем. Или, например, в Высшей школе экономике изучают аналитику в экономических системах, бизнес-информатику. При поступлении берутся алгебра, русский, обществознание и английский язык. Но сразу же на первом курсе преподают серьёзное программирование макросов в Excel. То есть это аналитика через Excel. Аналитика экономической или международной ситуаций тоже требуют знания информатики. У художников – применение 3D-моделирования. Например, в той же Высшей школе экономики при поступлении на художественное отделение сдают программирование, т.к. там нужно изучение структуры правильности лица и кодирование лица. А если говорить о вузах, для поступления в которые нужна фундаментальная информатика, то это, конечно, «Бауманка», МИРЭА, МФТИ, МИФИ. Да, учиться там очень сложно, но зато профессии будут востребованными. Если чуть полегче, то есть такое понятие – «прикладная информатика». Значит, она будет к чему-то прикладываться. К медицине или к чему-то ещё. Сейчас практически в каждом вузе есть отделение информационной технологии. И вообще, если абитуриент сдал русский язык и математику, то в этом году информатикой по баллам могут заменить обществознание, английский язык, физику. В следующем году, наверное, такого уже не будет. Т.е. информатика выгодна для поступления. Но не всё так легко для сдачи, как кажется на первый взгляд. С учётом компьютеризации, информатика поможет поступить на многие направления, но нужно определяться, что хочется дальше. Перед родителями и ребёнком стоит серьёзный вопрос обдумывания того, куда идти.