USD ЦБ 84.8707 EUR ЦБ 91.9643 Сбербанк 304.16 ▲ Лукойл 6890 ▼ Аэрофлот 65.92 ▼ ВТБ 79.46 ▲ Газпром 137.48 ▼ ГМКНорНик 121.44 ▲ МТС 220.2 ▼ Магнит 4647 ▲ НЛМК 141.7 ▲ Роснефть 478.65 ▲ Ростелеком 65.25 ▲ РусГидро 0.4965 ▲ Северсталь 1150.6 ▲ Сургнфгз 24.945 ▲

Манипуляции в бизнесе: Как не стать марионеткой в чужих руках!

Каждый из нас сталкивается с манипуляциями в повседневной жизни, но в мире бизнеса эти приемы могут иметь серьезные последствия. Как распознать манипуляции и защитить себя от них? На эти вопросы отвечает лингвист и тренер по бизнес-коммуникациям Любовь Рядинская.

Ведущая: Наверняка каждый замечал, что ежедневно мы сталкиваемся с какими-то манипуляциями. Но если говорить про бизнес, там люди всегда на чеку. Как часто на самом деле случаются манипуляции в бизнесе? Действительно ли они происходят так часто, и кто поддается их влиянию?

Любовь Рядинская: Прежде всего, нужно объяснить, что такое манипуляция. Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие на оппонента с целью добиться от него выгодного решения или действия, которое не будет выгодно ему. Манипуляторы обычно воздействуют на эмоции, стереотипы или инстинкты. В первую очередь вы должны знать себя: какие у вас эмоции, какие проблемы могут возникнуть, на что люди могут надавить. То есть знать себя необходимо. Бывают такие истории в бизнесе. Допустим, девушка с синдромом отличницы, и когда коллеги об этом знают, то очень легко могут добиться от нее переработок, за которые не нужно дополнительно платить. Или, например, есть молодой специалист, для которого авторитет босса или кого-то с важным мнением имеет большое значение. Вы можете добиться от него быстрого решения какого-то вопроса, на который он мог бы потратить неделю, просто сказав ему, что начальник попросил сделать это побыстрее. Чаще всего поддаются на манипуляции люди с низкой эмоциональной устойчивостью, заниженной самооценкой или повышенным чувством долга и вины, а также те, кто ориентирован на материальную выгоду.

В.: Но ведь эти психологические уловки можно распознать? Как вообще отличить скрытую манипуляцию от хитрости маркетологов или от лести начальника, который таким способом тоже хочет добиться выполнения какой-то задачи?

Л.Р.: Конечно, иногда манипуляции сразу видно. Я рекомендую прислушиваться к себе, обратить внимание на свое эмоциональное состояние и невербалику оппонента. Например, когда вами манипулируют, вам нужно обратить внимание на физические ощущения: вдруг у вас учащается сердцебиение, краснеют кожные покровы или вы начинаете потеть. Бывает даже такое, что возникает тошнота и рвота. Совсем недавно был пример у клиента: ее клиент пытался на нее надавить различными манипуляциями, и у нее возник рвотный рефлекс. Она была настолько под его влиянием, что ей пришлось избегать общения с этим человеком.

Если говорить про эмоциональное состояние, то это могут быть нетипичные реакции на просьбы оппонента или давление. Например, вам хочется очень сильно понравиться этому человеку или доказать, что вы хороший специалист. И вдруг вы начинаете сопереживать ему — откуда это сопереживание? Это значит, что вы попали под эмоциональное давление.

Также стоит обратить внимание на невербалику оппонента. Если человек начинает резко и сильно вас отзеркаливать или меняет тон голоса — это может быть признаком манипуляции. Когда вы чувствуете, что поддаетесь на это влияние, это значит, что человек начинает вами манипулировать и делает это совершенно неэтично.