USD ЦБ 84.2774 EUR ЦБ 92.9855 Сбербанк 285.35 ▼ Лукойл 6445.5 ▼ Аэрофлот 66.46 ▼ ВТБ 72.25 ▼ Газпром 126.7 ▼ ГМКНорНик 110.9 ▼ МТС 209.05 ▼ Магнит 4415.5 ▼ НЛМК 129.28 ▼ Роснефть 441.3 ▼ Ростелеком 59.37 ▼ РусГидро 0.4616 ▼ Северсталь 1081.4 ▼ Сургнфгз 23.09 ▼
USD ЦБ 84.2774 EUR ЦБ 92.9855 Сбербанк 285.35 ▼ Лукойл 6445.5 ▼ Аэрофлот 66.46 ▼ ВТБ 72.25 ▼ Газпром 126.7 ▼ ГМКНорНик 110.9 ▼ МТС 209.05 ▼ Магнит 4415.5 ▼ НЛМК 129.28 ▼ Роснефть 441.3 ▼ Ростелеком 59.37 ▼ РусГидро 0.4616 ▼ Северсталь 1081.4 ▼ Сургнфгз 23.09 ▼

Мотивация и доверие подростка.

Психолог Лариса Окулик рассказала: Как замотивировать подростка? 

Почему подростки нередко утрачивают интерес к тем занятиям, которые раньше приносили им радость? Переходный возраст связан со множеством изменений, как физических, так и эмоциональных. Дети могут столкнуться с давлением со стороны сверстников, требованиями учёбы и внутренней борьбой за самоопределение. Эти факторы могут привести к тому, что они забрасывают любимые хобби, увлечения и школу. Как с этим справиться и сохранить доверие? На эти и другие вопросы ответил наш эксперт, психолог, коуч родителей, детей и подростков, Лариса Окулик. 

Ведущий: Что в наше время чаще всего мотивирует подростков?

Лариса Окулик: Судя по тому, с какими запросами ко мне приходят родители, мотивация состоит материальная. То есть: «Мы тебе купим это, если ты будешь хорошо учиться», такая материальная база стоит у родителей на сегодняшний день, к сожалению.

В.: Мне кажется, дети уже с 10 лет нуждаются в такой мотивации. Конечно, ведь они хотят получать какую-то финансовую поддержку. 

Л.О.: Совершенно верно. Даже уже раньше, чем 10 лет. Ребёнок понимает, что такое денежная ценность и как финансами можно воспользоваться: получить блага и удовольствия. 

В.Д..В связи с какими причинами снижается мотивация

Л.О.: Когда материальные блага не срабатывают, ребёнок говорит: «Я уже не хочу ничего, у меня все есть». Также мотивация снижается эмоционально, когда ребёнок думает: «Ой, а у меня опять не получится», «Не хочу ничего, потому что мне страшно, что скажут одноклассники, что скажут учителя и что скажут другие». 

ВД.: Есть же внешние факторы, которые сильнее всего воздействуют на подростков. Мне кажется, это напрямую связано с семьей, где подросток проводит бОльшую часть времени, и со школой

Л.О: Совершенно верно. Конечно, поддержка родителей, учителей и одноклассников  благоприятно влияет на мотивацию подростка. Однако мы знаем, что есть внешняя мотивация: «кнут и пряник». Когда Вы, например, не хотите идти на работу, но на ней платят зарплату — это как раз и есть внешняя мотивация. Мы не хотим этого делать, но нам это надо. Поэтому семья и школа очень влияют на мотивацию подростка. 

ВД.: А к Вам приходили родители с подростками, и говорили: «Никакие оценки не мотивируют, в школу ходит, задания выполняетно ни четверть, ни годовая оценка — ничего не мотивирует, чтобы стараться больше и сдать хорошо экзамены». Что в таком случае делать? 

Л.О.: Я бы рекомендовала прояснить ситуацию: почему так? Ребёнок вроде бы учится хорошо, ходит на секции, друзья есть, но что-то его не мотивирует. Нужно задать ему совершенно простой вопрос: «А как ты себя видишь в будущем?». Он как взрослый человек может себя визуализировать в будущем и, когда мы задаем такой вопрос, ребёнок начинает понимать свои ценности и желания. И когда мы все это знаем, легче замотивировать. 

ВД.: Если ответ: «Никем не вижу, ничего не хочу» — это защитная реакция? 

ЛО.: Конечно, защитная реакция. Каждый из нас чего-то хочет. Чтобы это преодолеть существуют коучи, у которых есть 3 принципа: не оценивать, не осуждать и сохранять конфиденциальность. Когда с подростком выстраивается доверительный разговор, обсуждение именно его ситуации, тогда ребёнок раскрывается и рассказывает, чего он хочет. Родителям советую: говорите с ним без наседания и негативной стороны. 

ВД.: Как родителям понять, что проблема с мотивацией у их ребёнка — это не временное явление, а требует внимания и работы? 

Л.О.: Когда видите, что Вашему ребёнку страшно узнавать что-то новое, он ничего не хочет, нет интересов. Здесь можно задуматься, что у него нет мотивации, когда этот промежуток времени длительный. Нужно смотреть на детей чуточку лучше. 

ВД: Как коучинг может помочь в вопросе мотивации и как это работает? 

Л.О.: Перед тем как рассказать, что такое коучинг и как он может повысить мотивацию подростков, я расскажу о том, что мотивация бывает разная. Внешняя: «кнут и пряник», когда мы ходим на работу за зарплатой. Внутренняя: здесь как раз работа головного мозга. У него стоит многозадачность: вспомнить как это было и какое удовольствие мы получили, только после этого он начинает работать. Самый главный мотиватор — гормон дофамин. Когда дети играют, они получают удовольствие после победы. А наш мозг так устроен, что после маленького он хочет большое. Например, когда ребенок сложил все игрушки, мама его похвалила и он получил небольшое удовольствие. В следующий раз он будет делать это с радостью. Наша внутренняя мотивация строится на дофамине, который постоянно вырабатывается. Поэтому есть желание что-то делать, узнавать и учиться. Коуч понимает, что внутренняя мотивация важней, чем внешняя, и помогает выработать её.

ВД: Какие инструменты вы используете в своей практике?

Л.О.: Полное доверие, когда коуч не оценивает и не осуждает. Используем открытые вопросы. И, конечно же, есть множество способов, чтобы ребёнок перешел из позиции «надо» в «хочу». Есть отличия в работе с родителями и кочуем: родители основываются на своих ценностях, а мы смотрим со стороны ценности ребёнка, главное, чтобы ему нравилось. 

ВД.: Есть ли методы, которые могут быстро «подстегнуть» мотивацию подростка, или это всегда долгий процесс? Бывают ли случаи, когда они находят неожиданные источники мотивации?

ЛО: Конечно, есть. Когда ребёнок говорит: «Я хочу вот это», и мы ему сразу даем — это короткая и быстрая мотивация. А как коуч я бы порекомендовала сказать: «А что ты будешь чувствовать, когда это сделаешь? Будешь собой гордиться? Каким ты себя видишь после того, как все случится?». Это как раз та мотивация, которая продлится дольше. Иногда мы разговариваем с родителями и детьми, и они сами находят для себя мотивацию, но она возникает на основе наших жизненных ценностей. 

ВД: Как родителю найти баланс между поддержкой и самостоятельностью? 

ЛО: Доверие. А так же нужно основываться на возрасте ребёнка: чем он меньше, тем больше его нужно поддерживать и где-то контролировать. А чем старше — давать больше свободы и самостоятельности.  Конечно, преодолеть переживания за подростка сложно, но тут нужно основываться как на своих ценностях, так и на ценностях ребёнка. Когда родители сильно контролируют, например, ставят пароли на телефоны, это негативно сказывается на подростке и доверии.

ВД: Нужно ли родителю делать домашнее задание с ребёнком или это должна быть ответственность подростка? 

Л.О.: Это этап самостоятельности. Когда ребёнок находится в начальных классах — мы должны научиться помогать, проверять задания вместе с ним. А когда он переходит в старшие классы, то должен уже делать уроки сам. Можно помочь, но это не должно выглядеть так: «Мам, на завтра надо сделать реферат 50 страниц, я пойду погуляю, а ты сделай». 

ВД.: Как правильно распределить домашние обязанность между родителем и ребёнком?

Л.О.: Здесь тоже мы будем отталкиваться от возраста ребёнка. Если он маленький, нужно смотреть, что он может делать согласно возрасту и, конечно, резать или чистить он не может. Со взрослым нужно уже договариваться: как он будет помогать семье, какие обязанности возьмет. И таким образом можно договорится. Если он отказывается, то можно обратиться к коучу. В детско-родительском комплексе работа всегда идет с обеим сторонами. Мы узнаём, почему он не хочет что-то делать, и решаем. 

ВД.: Какие ошибки родители чаще всего допускают при мотивации своего ребенка? 

Л.О.: Предлагая материальные блага: «Ты это сделаешь, а я тебе заплачу». Говорят: «Ой не начинай, у тебя не получится» или делают что-то за ребенка. 

ВОПРОСЫ ОТ СЛУШАТЕЛЕЙ: 

— Как мотивировать ребенка у которого есть все?

Л.О.: Сложный вопрос, но здесь я вернулась бы к тому, что если это уже взрослый подросток, который может визуализировать свое будущее, я бы задала вопрос: «Как ты себя видишь в будущем? И что тебе нужно, чтобы было так, как ты хочешь?». Конечно, тут разговор идет и о ценностях ребенка: если его интересуют только деньги, нужно предпринимать действия и менять их. 

— Родители имеют свое дело, хорошо зарабатывают. Ребенок ничего не хочет, аргументируя тем, что дело родителей сможет содержать его.

Л.О.: Сказать, что это их бизнес, они работают, чтобы содержать себя сейчас и в старости. А он должен развивать свой потенциал.

— Сейчас часто слышу от подростков, что они не видят смысла в учёбе и считают, что это всё не пригодится им в будущем. При этом увлекаются творчеством и хотят развиваться профессионально. Как поступать родителем в таких случаях?

Л.О.: Прекрасно, что дети уже чего-то хотят, здесь нужно направить их в нужно русло. Творчеству ведь тоже надо учиться.

— Мы с мужем заметили, что у нашей дочери снижается успеваемость, хотя мы всегда поддерживали её в учебе. Как нам с ней поговорить, чтобы выяснить, что происходит, и как лучше всего её поддержать?

Л.О.: Нужно посмотреть на себя и спросить: «А как мы её поддерживаем?», нужно поменять тактику так, чтобы у нее было доверие, и решить все спокойно. Может ребёнок просто устал и ему нужно отдохнуть. 

— Сейчас в школе идёт подготовка к экзаменам, и я чувствую, что моя дочь под давлением. Как создать в доме спокойную атмосферу, чтобы она могла сосредоточиться на учёбе и чувствовать поддержку?

Л.О.: Поинтересуйтесь у ребёнка о его планах, как она будет готовиться, сколько ей нужно времени. Если у неё много секций, спросите, чем она готова пожертвовать, чтобы освободить время для подготовки.