USD ЦБ 80.3316 EUR ЦБ 94.0479 Сбербанк 310.04 Лукойл 6430.5 Аэрофлот 62.21 ВТБ 75.15 Газпром 135.88 ГМКНорНик 125.44 МТС 217.95 Магнит 3670 НЛМК 118.8 Роснефть 459.75 Ростелеком 72.16 РусГидро 0.4688 Северсталь 1061 Сургнфгз 22.785

Писатель Родион Вишняков: Научная фантастика — прошлое или будущее?

Международный институт маркетинговых исследований GfK провёл опрос, в котором выяснил, что в тройку самых читающих стран вошли Китай, Россия и Испания. Самый популярный жанр у россиян — это фэнтази, его предпочитают 36% читателей. В наше время, когда технический прогресс опережает события, научная фантастика может показаться забытым жанром, но это не так. Писатель-фантаст Родион Вишняков расскажет, с чего начать знакомство с фэнтази. 

Ведущий: Родион, когда Вы начали писать?

Родион Вишняков: Писать я начал в 2018 году. Началось всё неожиданно: я прочитал книгу одного писателя, мне понравилось. И я подумал, если человек смог, то и я смогу. Вот и решил попробовать.

В.: Последний раз Вы были у нас в студии три года назад. Какие книги написали, пока мы не виделись?

Р.В.: Писал, получается, по книге в год. Сейчас заканчиваю работу над продолжением «Лукоморья» и «Королевы».

В.: Про сюжет  расскажете? 

Р.В.: Это смесь научной фантастики и славянское фэнтази. Русалки, леший, Кощей Бессмертный…

В.: Можно снять фильм, тем более сейчас сказки популярны! По образованию Вы — врач, но судя по продуктивности, написание книг — Ваше призвание. Откуда черпаете вдохновение?

Р.В.: Как-то само получается. Врачи могут писать, а вот писатели не могут лечить. 

В.: Родион, должен ли писатель много читать? И бывало ли такое, что у Вас появляется идея, а её кто-то уже написал?

Р.В.: Да, должен. Совсем недавно был такой случай. У меня родилась идея финала серии, там я хотел использовать нашествие зомби. И надо было как-то реализовать. Я вычитал, что есть грибок, который подсаживается к муравьям, поражает их нервную систему и начинает контролировать муравья. Потом муравей забирается на какую-нибудь верхушку, оттуда  разносятся споры гриба, и муравей погибает. Потом я обрадовался, что не взял эту идею, ведь подобное не может сработать с человеком из-за большого количества нервных связей. В общем, сериал бы нас обманул в противном случае. 

В.: Знания врача Вам пригодились, получается.

Р.В.: Я считаю, что нужно писать о том, о чём знаешь. Я бы не стал писать об истории журналистики, например. Я ничего об этом не знаю. А поскольку я связан с медициной, какие-то описательные моменты получаются более правдивыми. 

В.: Существуют ли ограничения для фантазии в фантастике? Вот даже история с зомби-муравьём: Вы понимаете, что с человеком она не произойдёт, и отказываетесь от идеи. То есть Вы руководствуетесь принципом реалистичности в своих произведениях?

Р.В.: В этом и суть фантастики. Мало сказать, что меч волшебный, нужно с научной точки зрения обосновать, почему он волшебный. Приходится следить за новостями, консультироваться со знающими людьми.

В.: С какими литературными жанрами пересекается научная фантастика в  Ваших произведения? 

Р.В.: Славянский фольклор: Бабки-Ёжки, домовые, кот-учёный  всё это там есть. 

В.: А где знакомитесь с русским фольклором? Где берёте информацию? 

Р.В.: Сейчас всё просто: и в Интернете есть данные, и в любом книжном магазине можно найти книги по теме. 

В.: Можно ли писать книги на заказ?

Р.В.: Можно, но я не пробовал. У меня в голове куча идей, если я буду отвлекаться на то, что хотят другие  жизни не хватит! 

В.: Радион, когда Вы приступаете к новому произведению, сразу знаете концовку?

Р.В.: Конечно! У меня с самого начала готов план. Я ограничен во времени из-за моей врачебной деятельности, не могу позволить себе писать толстые книжки с растянутой концовкой. Мне жалко людей, которые покупают дорогие книги, а там одна вода, поэтому у меня сразу составлен план. Возможно, мой опыт работы в медицине сказывается, ведь тут всё точно: диагноз, лечение, исход. Поэтому я всегда чётко знаю, какой герой куда пойдёт. 

В.: С чего посоветуете начать тому, кто не знаком с научной фантастикой? 

Р.В.: Айзек Азимов  отличный писатель, можно начать с него. Рэй Бредбери, Стругацкие  для начала хватит.

В.: Мне вспоминается главный советский фантаст Кир Булычёв, он, кстати, также совмещал: работал в Академии наук и писал книги. Складывается впечатление, что люди науки как будто отдыхают в литературе.

Р.В.: Да, да, у него всё по-доброму, всё хорошо. Его книги как раз для того, чтобы отдохнуть.

В.: Какая тема будет популярна для написания научно-фантастического бестселлера в будущем. И есть ли у Вас уже какие-то задумки?

Р.В.: Наверное, что-то связанное с искусственным интеллектом, сейчас эта тема популярна. Я сейчас дописываю «Лукоморье», там будет ядерный апокалипсис, почти все умрут, останутся только самые хорошие герои. 

В.: Надеюсь, это не станет пророчеством. 

Р.В.: Кто знает, когда я написал «Лекарство», через год началась пандемия.

ВОПРОСЫ ОТ СЛУШАТЕЛЕЙ

 Когда выйдет финал «Лукоморья»? И планируется ли вынести в отдельную историю приквел о Хейтморде? 

Р.В.: Отдельную историю по Хевенгарду пока не планировал, надо подумать, о чём можно рассказать. А «Лукоморье» выйдет уже в этом году. 

В.: А как Вы пишете? На компьютере?

Р.В.: На планшете, он всегда со мной. Я как-то привык, мне наоборот  с компьютером неудобно. 

 Есть ли в Ваших произведениях любовные линии? Если да, то основываются ли они на личном опыте. 

Р.В.: Любовные линии есть во всех книгах, без любви неинтересно. Вкладываю свои чувства, конечно, ведь я должен писать о том, о чём понимаю. В одной из книжек есть жена. Там главный герой с ней вместе, у них всё хорошо, там любовь!

 Как Вы придумываете место действия, изучаете ли локации перед написанием произведений?

Р.В.: Если действие происходит в современности, приходится открывать онлайн-карты и изучать. Сейчас как раз пишу эпизод, где в Америке взрывается ядерная бома. Я должен понимать, какие города будут задействованы взрывной волной.

 Как много издательств Вам отказало в начале писательской карьеры?

Р.В.: Я отправил свою первую рукопись в несколько крупных издательств. Но ответа так и не дождался. 

 Как справиться со страхом писать? У многих есть боязнь белого листа.

Р.В.: Страх того, что книга может не понравиться  это правильно. Она действительно не понравится. Но есть и хорошая новость: кому-то она обязательно понравится. Для начинающих писателей могу посоветовать: первые две-три книги нужно убрать в стол и продолжать писать. Через годик вернуться и перечитать. Вы поймёте, что то, что было в столе, должно уйти в топку. А последующие работы уже можно куда-то относить.